В пятницу 1 марта в Анталии (Турция) стартовал третий по счету Дипломатический форум (ADF) на тему «Продвижение дипломатии во времена потрясений». Форум проходит под эгидой президента республики Реджепа Тайипа Эрдогана и организован министром иностранных дел Мевлютом Чавушоглу. Форум продлится до 3 марта.

В работе форума приняли участие около 4500 участников из 147 стран, в том числе 19 глав государств и правительств, 73 министра и 57 международных представителей.

На мероприятие прибыли в том числе Сергей Лавров, Джейхун Байрамов и Арарат Мирзоян. Главы государств и министры, политики и чиновники прибыли из Средней Азии, Африки и Европы, а также с Ближнего Востока.

Форум проходит в Анталье уже в третий раз. Его инициаторы стремятся внести вклад в развитие диалога по наиболее острым вопросам мировой повестки. Еще одна цель – поддержание контактов между различными странами. На полях форума состоится ряд двусторонних встреч, запланировано и подписание документов.

На открытии мероприятия президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган констатировал крах существующего международного порядка, однако заверил, что преодолеть кризис и достичь мира все-таки можно посредством дипломатии. 

«Человечество переживает действительно болезненный период, наполненный кризисами, — заявил на открытии форума президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. — XXI век, который, как мы надеялись станет веком процветания, спокойствия, свободы, вопреки всем ожиданиям постепенно превращается в эпоху кризисов».

По словам турецкого лидера, задача форума в этом году — дать шанс дипломатии в качестве средства урегулирования международных и региональных конфликтов. При этом президент Эрдоган добавил: Турция «не может позволить себе роскошь» наблюдать за кризисами со стороны, не пытаясь внести свой вклад в деэскалацию.

Рассмотрим наиболее интересные моменты 3-го дипломатического форума для Южного Кавказа.

Все еще «союзник»?

Во-первых, форум очередной раз стал подтверждением все более активного дрейфа Армении в сторону Запада и евро-атлантических структур. Главным признаком этого можно считать тот факт, что Сергей Лавров, который традиционно общается с представителями как Армении, так и Азербайджана, на этот раз провел встречу только с главой МИД Азербайджана Джейхуном Байрамовым. Встреча с Араратом Мирзояном, которая могла бы снизить нарастающую напряженность в отношениях, не планировалась. В итоге главы МИД России и Армении провели целых три дня на Антальском дипломатическом форуме, но так и не нашли возможности провести переговоры с глазу на глаз.

Глава МИД России Сергей Лавров на пресс-конференции по завершении Антальского дипломатического форума констатировал обвал в российско-армянских отношениях, впервые предупредив, что Москва может «пересмотреть очень многое» и пойти на «практические шаги» в ответ на дружбу Еревана с «врагами России».

«Продолжение Ереваном нынешнего курса может вынудить Москву «пересмотреть очень многое в российско-армянских отношениях». «Те заявления, которые звучат на ежедневной основе из уст армянского руководства, заставляют задуматься над тем, что в реальности происходит и как это учитывать в наших практических шагах», — отметил Сергей Лавров.

«Армянское руководство решило сделать ставку на внерегиональные страны, которые обхаживают Ереван, которые обещают Еревану помочь во всех бедах, лишь бы только Армения порвала отношения с Россией и теми интеграционными структурами, которые созданы в нашем общем регионе. 

В Армении почему-то считают, что нужно жизнь свою выстраивать не в сотрудничестве с ближайшими соседями и исторически солидарными с тобой народами, а с теми, кто выступает против твоих друзей», — констатировал Сергей Лавров. 

При этом армянская сторона, судя по заявлениям, с выбором уже определилась. Незадолго до выступления российского министра в Анталье секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян назвал «стратегической ошибкой» сильную зависимость Армении от России, которая возникла сразу после распада СССР.

«По всем направлениям — политическому, экономическому, военно-политическому, научному — Армения была в большой зависимости от России, и это было частью нашей общей безопасности. Когда с 2020 года мы увидели, что эта система не работает, мы начали предпринимать шаги, чтобы найти альтернативы для обеспечения безопасности», — заявилАрмен Григорян в интервью «Общественному телевидению Армении».

Южный Кавказ без посредников

Кроме того, на полях форума было отмечено, что Азербайджан готов к нормализации отношений с Арменией, а также проведению мирных переговоров, но без участия третьих сторон, в первую очередь Парижа и Брюсселя.

Хикмет Гаджиев, советник президента Азербайджана, заявил, что война в Карабахе для его страны закончилась, отметив, что мир и региональное сотрудничество стоят на повестке дня.

Он подчеркнул, что мирные переговоры будут проходить между Баку и Ереваном, а не в таких зарубежных местах, как Париж или Брюссель.

Тут стоит остановиться на самом заявлении Хикмета Гаджиева о нежелании Азербайджана проводить мирные переговоры на международных площадках, а также о важности прямых переговоров между Арменией и Азербайджаном без посредников.  

Помимо высказывания Хикмета Гаджиева, сам Алиев не раз заявлял о том, что лучший способ достижения соглашения между Азербайджаном и Арменией — это прямые переговоры, без посредников и препятствий.

«Считаю, что прямые переговоры между двумя странами будут более полезными и нужными. Думаю, нам следует и дальше двигаться в этом направлении, если, конечно, Армения также готова к этому».

Почему для Азербайджана так важно достигнуть мира на Кавказе без участия внешних акторов?

На протяжении многих лет Армения и Азербайджан вели переговоры в присутствии посредников. С начала 1990-х годов европейцы, иранцы, русские и американцы пытались усадить два государства за стол переговоров и выступить в качестве посредников. Однако эти переговоры не были особенно успешными до тех пор, пока не были созданы Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Минская группа. Примечательно, что на протяжении многих лет у сопредседателей Минской группы были разногласия, особенно у США и России, но оказалось, что Минская группа – единственный формат, где у сопредседателей был общий подход. Однако после начала кризиса на Украине Минская группа ОБСЕ попросту перестала играть какую-либо существенную роль в процессе мирного урегулирования. В то же время после начала кризиса на Украине под знаменем регионального сотрудничества и нормализации развернулись два важных события. Во-первых, в процессе нормализации отношений между Азербайджаном и Арменией Запад заметно склонился к более проармянской позиции. Во-вторых, западные державы выражали недовольство растущим сотрудничеством между государствами региона. Их основные ожидания заключались в том, чтобы исключить региональные государства и выступить в роли посредника между Арменией и Азербайджаном. При этом за годы их «поддержки» мирный процесс существенно так и не продвинулся, а вовсе застопорился.

Это подтверждается и словами российского политолога Антона Бредихина:

«Запад используют конфликт в своих интересах, в частности, в целях закрепления своего влияния в регионе. Ни на одной площадке ни Брюсселя, ни Праги, ни Вашингтона не было сделано ни одного шага по подписанию мирного договора. Напротив, мы слышали очень много красочных обещаний и заверений того, что вот-вот будет все подписано».

Все это осложняется и разными подходами Армении и Азербайджана к вопросу посредничества. Азербайджан не раз давал понять, что предпочитает региональное решение, отвергая при этом международные площадки, такие как саммит в Гренаде (Испания) и т.д. При этом президент Алиев выступает за более регионально ориентированные переговоры, выступая за участие России, Грузии или Турции.

Выступая на саммите СНГ в Кыргызстане, Алиев заявил:

«Посредничество Российской Федерации мы воспринимаем с благодарностью, поскольку Россия – наш сосед и союзник, а также союзник Армении. Эта страна находится в нашем регионе, в отличие от тех, кто находится за тысячи километров. И, естественно, история отношений между нашими странами, предполагает посредничество российской стороны».

Президент Азербайджана подчеркнул, что сейчас некоторые страны и международные организации пытаются оказывать посреднические услуги в нормализации отношений между Азербайджаном и Арменией. По его словам, если эта политика не носит односторонний характер и не предвзята, то Баку воспринимает эти попытки. При этом Алиев высказался против попыток посредничества, предпринимаемых Францией, отметив продолжающуюся «деструктивную и провокационную роль руководства этой страны».

Армения в свою очередь все больше отдаляется от России, которая, по мнению Еревана, с 2020 года не смогла оказать значимого вмешательства в конфликт в Карабахе в интересах Еревана, при этом становясь приверженцем центральной посреднической роли ЕС. Эти разные взгляды приводят к значительным задержкам в процессе нормализации отношений. В последние месяцы Пашинян прилагает все больше усилий для улучшения отношений с Брюсселем, а Франция, в частности, предлагает Армении все большую военную и политическую поддержку.

При этом многие азербайджанские и российские политологи и эксперты отмечают, что подобная практика со стороны Армении по привлечению в регион внерегиональных игроков лишь усиливает пропасть между двумя странами и негативно сказывается на процессе мирного урегулирования.

«Вовлечение Франции в регион с подобной воинственной риторикой, часто угрожающей странам региона, не может быть воспринята странами благотворно. Азербайджанская сторона, как и Турция, Иран и Россия дают понять, что Франция в регионе не прошенный гость, и подобного рода действия могут в значительной степени негативно сказаться на собственной безопасности Армении, потому что Армения таким образом вовлекает негативную реакцию со стороны внутрирегиональных игроков», – отмечает азербайджанский политолог Ильгар Велизаде. 

Заявления о неизбежности заключения эпохального договора между Арменией и Азербайджаном в последние годы звучали так часто, что теперь они не привлекают особого внимания. Прорыв ожидался в конце 2022 года, затем весной 2023 года, а также осенью 2023 года, когда захват Баку Нагорного Карабаха окончательно положил конец их затянувшемуся территориальному спору.  

В последний раз оптимизм был особенно высок. Армения и Азербайджан даже выпустили совместное заявление, которое было охарактеризовано как «историческое» и «беспрецедентное». Однако обсуждения территориальной целостности и обмена пленными не привели к каким-либо существенным достижениям. Не принес конкретных результатов и ответный жест доброй воли, в ходе которого Армения сняла свою кандидатуру на проведение следующей Конференции ООН по изменению климата (COP29), а Азербайджан поддержал включение Армении в группу восточноевропейских государств COP.

Тем не менее, заключение мирного договора остается возможным, и его значение не следует преуменьшать. Однако, чем сильнее Запад будет вовлекаться в региональную политику стран Южного Кавказа, тем дальше будут обе стороны от его заключения.

Турция – Армения

И в-третьих, на полях форума было очередной раз отмечено, что Турция и Армения готовы к установлению взаимного доверия и нормализации отношений, а также к открытию границ.

Посол Сердар Килич, специальный представитель Турции по нормализации отношений с Арменией, обсудил важность достижения полной нормализации отношений между двумя странами.

«Нам необходимо принять меры для того, чтобы установить взаимное доверие. Иначе мы дистанцируемся друг от друга. Нам нужно сфокусироваться на аспектах, которые нас объединяют, вместо того чтобы делать упор на моментах, которые нас разъединяют», — подчеркнул Кылыч.

Он подчеркнул необходимость мер по укреплению доверия в ходе обсуждений со специальным представителем Армении Рубеном Рубиняном и подчеркнул важность сосредоточения на единстве, а не на разделении.

Сердар Кылыч отметил, что 30-летнее противостояние между Азербайджаном и Арменией должно послужить уроком для извлечения опыта. Он призвал сосредоточиться на обеспечении благосостояния народов региона для достижения положительных результатов в нормализации отношений между странами.

Кылыч подчеркнул, что между Турцией и Арменией существует активное воздушное сообщение, а жители обеих стран уже устанавливают контакты друг с другом.

Ранее спецпредставитель Армении на переговорах по двустороннему урегулированию Рубен Рубинян заявил, что его страна также готова к результативным действиям в переговорах.

«Армения готова к полной нормализации отношений с Турцией и открытию границ прямо сейчас, сегодня. Если Сердар Кылыч согласится, мы можем объявить об этом прямо сейчас и сделать этот форум историческим», – сказал Рубинян в своем выступлении.

Готова ли Армения «дружить» с Турцией?

Современный процесс по нормализации отношений между двумя странами начался в 2022 году, когда Армения сняла эмбарго на турецкий импорт, которое было введено в начале 2021, как некий ответ армянской стороны на активное участие турецкой стороны во втором карабахском конфликте. В том же году Комитет гражданской авиации Армении разрешил турецкой компании Pegasus Airlines выполнять рейсы по маршруту Стамбул-Ереван-Стамбул. Ранее аналогичное разрешение получила армянская компания Flyone Armenia.

Еще одним важным шагом на пути к нормализации отношений стала так называемая «дипломатия катастроф». 6 февраля на юге Турции произошли одни из самых масштабных и разрушительных землетрясений за последние 30 лет в регионе. По состоянию на 16 февраля число погибших составило 36 187 человек, а число раненых достигло 108 068 человек. Армения поспешила направить в Турцию более двух десятков армянских спасателей. Помимо отправки спасательной группы в Турцию, правительство Армении решило отправить гуманитарную помощь. 11 февраля 2023 года, впервые за последние 30 лет, грузовики проехали через сухопутную границу Армении и Турции по мосту Маргара. Кульминацией «дипломатии катастроф» стал визит министра иностранных дел Армении Арарат Мирзоян в Анкару 15 февраля.

Все это, конечно, во многом способствовало сближению двусторонних контактов и позиций по нормализации исторически сложных отношений. На сегодняшний день самая релевантная моделей отношений между Арменией и Турцией — это отношения Армении и Азербайджана, которые, как было сказано выше, осложняются западными игроками и их деструктивной политикой в регионе. Поэтому говорить о каком-либо сближении и нормализации отношений двух стран следует исходя из прогресса по направлению подписания мирного договора между Арменией и Азербайджаном.