Конституционный суд Армении огласил свое решение по заявлению защиты экс-президента Роберта Кочаряна, обвиняемого в свержении конституционного строя в 2008 году, в применении войск против мирных протестующих во время мартовских событий 2008 года. Одним из активных участников тех событий со стороны оппозиции был нынешний премьер Армении Никол Пашинян.
В конце июля 2018 года Кочаряну и ряду высокопоставленных лиц старой власти были выдвинуты обвинения, и за это время экс-президента уже трижды арестовали и дважды освободили. При этом, пока не ясно, приведет ли решение Конституционного суда к очередному освобождению Кочаряна, как на этом настаивает защита экс-президента.
Решение Конституционного суда
Защита Кочаряна оспаривала конституционность статей 35 и 135 Уголовно-процессуального кодекса (УПК) Армении, на основании которых он был арестован, несоответствие ареста второго президента конституционной норме о неприкосновенности бывших президентов. Решением председателя Конституционного суда Грайра Товмасяна, заявление экс-президента рассматривалось с использованием письменной процедуры, а с 3-го сентября судьи начали обсуждения в совещательной комнате.
В среду председатель КС Грайр Товмасян зачитал решение суда, в соответствии с которой 35-я статья УПК (Обстоятельства, исключающие производство по уголовному делу и уголовное преследование), признана не соответствующей Конституции и недействительной по части, не предусматривающей неприкосновенность должностных лиц, наделенных особой защитой, а 135-я статья (Основания применения мер пресечения), – соответствующей основному Конституции.
«Конституционный суд решил: во-первых, признать статью 35 Уголовно-процессуального кодекса Республики Армения по части непредусмотрения функциональной неприкосновенности должностных лиц, наделенных силой Конституции особой защитой, в числе обстоятельств, исключающих производство уголовного дела либо уголовное преследование, противоречащей пункту 4 части 1 статьи 27, части 1 статьи 61, части 1 статьи 63 и статьи 78 и недействительной; во-вторых, часть 2 статьи 135 Уголовно-процессуального кодекса Республики Армения соответствует Конституции; в-третьих, согласно статье 170 Конституции, данное решение окончательное и вступает в силу с момента опубликования», – зачитал заключительную часть решения Товмасян.
Он также добавил, что двое судей КС – Арман Диланян и Феликс Тохян, имеют особое мнение, а само решение КС будет обнародовано в трехдневный срок.
Акции протеста и отстранение судей от дела
Все два дня, что КС рассматривал дело, у здания суда проходили акции сторонников и противников экс-президента. Благодаря присутствию большого количества полицейских удалось избежать столкновения между представителей двух лагерей. Сторонники Кочаряна приветствовали решение суда радостными криками, а противники, выразив возмущение решением КС, начали шествие к зданию генпрокуратуры Армении.
Следует также отметить, что ранее судья Конституционного суда Ваге Григорян представил ходатайство о невозможности участия в рассмотрении дела Кочаряна Грайра Товмасяна, Аревик Петросян и Гранта Назаряна. По его словам, они тем или иным образом участвовали в принятии решений по событиям 1-2 марта 2008 года и не могут быть беспристрастными при рассмотрении заявления экс-президента. С ним был солидарен и адвокат Тигран Егорян который представляет интересы правопреемников жертв мартовских событий 2008 года.
Сам Ваге Григорян, известный своими тесными связами с действующей властью, решением КС от 27 июля был отстранен от участия в рассмотрении дел Кочаряна и экс-генсека ОДКБ Юрия Хачатурова, также обвиняемого по делу «1 марта». Согласно решению КС, Григорян «имеет заведомо предвзятое отношение к заявителям, кроме того, он участвовал в их рассмотрении в других судах».
Мнения сторон о решении
«В первую очередь, Конституционный Суд зафиксировал, что функциональная неприкосновенность не зафиксирована в законодательстве РА. Второй президент является субъектом, который имеет функциональную неприкосновенность. И исходя из того, что у нас есть такой вакуум в законодательстве, ограничение свободы второго президента является аннтиконституциональным, то есть противоречит требованиям Конституции, в частности, праву на личную свободу.
Вторая часть, смотрите, 35-я статья, которая была рассмотрена КС, и зафиксировано, что противоречит Конституции, является общей нормой. А 135-я является специальной нормой. То есть специальная норма должна иметь ввиду, что зафиксировано в общей норме. То есть если вопрос 35-й статьи закрывается, уже 135-я не имеет значения. Потому что когда применяется 135-я статья, в процессе должны рассмотреть все нормы 35-й. то есть они дополняют друг друга, но 35-я является общей нормой»,- заявил представитель Кочаряна в КС, специалист по конституционному праву Арам Вардеванян.
По его мнению, после этого решения экс-президент должен быть освобожден: «По тому, что уже зафиксировано, ограничение свободы не может быть правовым и не может быть конституциональным».
В свою очередь, представляющий интересы правопреемников жертв мартовских событий 2008 года адвокат Тигран Егорян заявил (как ранее судья КС Ваге Григорян), что нынешний состав Конституционного суда нелегитимен, и, следовательно, ответственные за Конституцию ветви власти, в частности, судебная власть, правомочны не выполнять решение об освобождении Кочаряна.
Интересно, что председатель Высшего судебного совета Рубен Вардазарян уклонился от ответа на вопрос, как, на его взгляд, должны поступить суды в этом случае. «Это уголовное дело находится в производстве судьи Анны Данибекян. Суд рассмотрит дело в полном объеме, а затем удалится в совещательную комнату и примет решение, возможно, также с учетом мнения Тиграна Егоряна как адвоката и юриста. Я не могу сказать, что будет делать Анна Данибекян, не имею ни права, ни желания. Думаю, это будет достойный осуждения поступок, если вместо Анны Данибекян в этом процессе я попытаюсь как-либо это прокомментировать», – заявил он журналистам.
В свою очередь, советник генерального прокурора Армении Гор Абрамян призвал не делать скоропалительных выводов по решению КС. «Я читал заголовки некоторых СМИ, и у меня сложилось такое впечатление, что Конституционный суд Республики Армения принял уголовно-судебное решение по поводу меры пресечения по делу Роберта Кочаряна или высказал свою позицию в отношении защиты его прав. И это в том случае, когда Конституционный суд опубликовал только заключительную часть решения, то есть полного решения еще нет. Конституционный суд не может выносить решения по какому-либо конкретному уголовному делу. Он имеет право принимать решение только о применимом правовом акте или его положениях в плане соответствия с Конституцией Армении.
И возможные последствия решения могут быть обсуждены только на основе тщательного ознакомления с этим решением. Нельзя торопиться», – написал он на своей странице Facebook.
P.S. 12 сентября возобновится заседание суда первой инстанции по делу Кочаряна под председательством нового судьи – Анны Данибекян. Которой передали это дело от судьи Давида Григоряна, освободившего в мае экс-президента и обратившегося в Конституционный суд. Действия Григоряна вызвали резкую реакцию властей, и за этим последовало возбуждение уголовного дела против него по подозрению в совершении служебного подлога и приостановление полномочий судьи.
Айк Халатян