Одним из самых резонансных событий последних дней в Армении стало решение и.о. министра культуры Армении Назени Гарибян освободить от должности директора Национального академического театра оперы и балета имени Александра Спендиаряна знаменитого дирижёра Константина Орбеляна.

Решение Гарибян вызвало резкое недовольство коллектива и общественности, вплоть до акций протеста перед зданием правительства. На что было вынуждено отреагировать высшее руководство страны в лице премьер-министра Никола Пашиняна. 

Орбелян готов идти в суд 

Сам Орбелян сообщил, что вечером 26 марта получил по почте уведомление об увольнении, что с 1 апреля он больше не будет занимать должность директора театра.

Орбелян был назначен художественным руководителем театра оперы и балета в 2016 году, а в июле 2017 года приказом бывшего министра культуры Армена Амиряна был назначен и директором театра.

Комментируя своё увольнение Орбелян заявил журналистам, что вместе с коллективом театра намерен подать в суд на и.о. министра культуры. “Назени Гарибян считает, что мое назначение было незаконным. Меня государство назначило. Может она стала председателем Верховного суда? Меня освободили от должности директора, а худрука назначает директор”,— заявил он. 

По его словам, Гарибян давно планировала его увольнение, в то время как для экс-министра культуры Лилит Макунц (согласно армянским СМИ она в бытность министром также хотела уволить Орбеляна) это стало неожиданностью. 

Дирижер также отметил, что он уже полтора года занимает должность директора, и за это время была проделана огромная работа: “Мы сделали для театра неслыханное, с нуля сделали гастроли, спектакли”.

Позиция министерства

В свою очередь, замминистра культура Назени Гарибян, исполняющая сейчас обязанности министра (само министерство планируется в ближайшее время расформировать и передать его функции “суперминистерству” образования) заявила, что у Минкультуры было несколько причин для освобождения Орбеляна с поста директора театра. 

“Во-первых, он не владеет армянским языком, хотя это является обязательным требованием закона. Кроме того, указ о его назначении был раньше, чем решение правительства вступило в силу. И, в-третьих, мы уже несколько месяцев обсуждаем тот вопрос, что директор не может работать по совместительству худруком”, – заявила Гарибян Sputnik Армения

Она также добавила, что из администраций президента и премьера постоянно сообщали о нарушении Орбеляном требований закона. И что Минкульт обращался в Минюст и Минсоцтруда, чтобы уточнить является ли должность художественного руководителя творческой или руководящей. “До сих пор человек занимал эту должность, считая, что она творческая, однако выясняется – руководящая. Орбелян занимает сразу три должности – директора, худрука и дирижёра, а это жесткое нарушение закона”, – подчеркнула и.о. министра.

В этой связи Гарибян заметила, что, начиная с июля, несколько раз встречалась с Орбеляном, призывала его уйти с поста директора и остаться худруком, но дирижёр, который изначально был готов подать в отставку, после передумал и наотрез отказался это делать. 

Акции протеста 

 30 марта члены коллектива театра оперы и балета провели собрание в зале театра с целью определиться с дальнейшими действиями в связи с увольнением Орбеляна. В ходе которого подвергли резкой критике действия и.о.министра и бурной овацией встретили директора.

Орбеляна поддержали и художественные руководители, и директора более 10 театров Армении, которые выступили с требованием отставки и.о. министра культуры Назени Гарибян и адекватной политики от властей в сфере культуры. “Министерство культуры никак не способствовало развитию театра, наоборот, зачастую своими необоснованными и незаконными решениями всячески препятствовало деятельности театров. А события последних дней, связанные со снятием маэстро Константина Орбеляна с должности директора Театра оперы, а также оптимизация театров, переполнили нашу чашу терпения”, – говорилось в их заявлении на сайте Союза театральных деятелей. 

А уже 1 апреля сотрудники театра оперы и балета и деятели искусства, провели акцию протеста у здания правительства Армении с требованием отменить решение о снятии Орбеляна с должности директора. “Мы не протестуем против конкретной личности, мы думаем о процветании нашего театра, который в последние полтора года стремительно развивался”, – заявил журналистами один из сотрудников театра.

Примечательно, что Орбеляна поддержали даже некоторые представители правящей силы. Так в акции протеста перед зданием правительства принял участие член Совета старейшин от фракции “Мой шаг” Армен Саркисян, чья кандидатура, согласно публикациям в армянских СМИ, рассматривается на пост директора Театра оперы и балета. По словам Армена Саркисяна, с таким великим артистом, как Орбелян, нельзя говорить на языке бюрократии, Минкульт неправильно поступил в отношении столь выдающегося деятеля культуры и должен исправить ошибку.

В дело вступают политики

Общественный резонанс из-за решения освободить Орбеляна от должности был так велик, что этот вопрос сразу же привлёк внимание представителей разных политических сил. 

Депутат от оппозиционной фракции “Процветающая Армения” Геворг Петросян заявил, что нельзя избавляться от профессионалов в области образования и культуры, не зная, кто придет им на смену. И подчеркнул, что недопустимо любое проявление кадровой чистки, исходя из личных соображений. “И увольняет его человек, который приходит в НС и не владеет информацией в доверенной ей сфере. Когда такие люди назначаются министрами, они должны хотя бы во время пребывания на посту вести себя сдержанней”, – заявил он в ходе брифинга в парламенте.

В свою очередь, депутат от другой оппозиционной фракции “Просвещенная Армения” Геворк Горгисян, который вместе со своей коллегой Анной Костанян принял участие в акции протеста сотрудников Театра оперы и балета, считает, что можно рассмотреть возможность изменения закона, чтобы урегулировать вопрос и оставить Орбеляна на должностях директора и худрука театра. “Законы не высечены на камне, и в случае необходимости их можно изменить… Нужно понять, что происходит, почему так произошло. Если сейчас есть необходимость изменить закон, значит, мы должны изменить закон», – заявил он журналистам.

Депутаты от правящего блока “Мой шаг» пытались оправдать действия своих министров. 

“Если в свое время Орбеляна пригласили в Армению для решения конкретной проблемы в сфере культуры, то он мог решить эту задачу, занимая лишь одну из трех должностей. Две оставшиеся могут занять другие люди”, – заявил на брифинге в парламенте депутат от фракции “Мой шаг” Андраник Кочарян. 

В итоге делом Орбеляна был вынужден лично заняться премьер-министр Никол Пашинян, который принял у себя нескольких участников акции протеста у здания правительства. 

Как сообщил журналистам после встречи с Пашиняном дирижер театра Арутюн Арзуманян, и.о. министра Назени Гарибян не представит нового директора театра оперы и балета, как планировала это сделать ранее 1 апреля, а полномочия директора театра временно будет исполнять один из заместителей Орбеляна. Сам маэстро пока останется худруком театра. 

“Когда мы сегодня получим пункты закона, те вопросы, которые… министерство представило господину премьер-министру, а это большой список. Нам представляют, мы письменно отвечаем. И снова встречаемся с нашими контраргументами. Господин премьер-министр сказал, что, если выяснится, что хотя бы один из представленных аргументов окажется ложным, представивший их немедленно будет наказан и уволен. И премьер-министр сказал очень важную вещь, что в будущем, если есть недостатки в законе, их следует совместно обсудить и попытаться исправить”,- рассказал он о подробностях встречи с премьером.

При этом надо заметить, что и.о. министра культуры Назени Гарибян, которая находилась в здании правительства, во встрече сотрудников театра с премьер-министром не участвовала.

“Создается очень неверное впечатление, что Константин Орбелян освобожден в Опере со всех должностей. По факту господин Орбелян занимал в театре сразу три должности: директора, художественного руководителя и главного дирижера. А государственная политика такова, что административная должность, то есть должность директора, и должность художественного руководителя — это разные должности. Сейчас господин Орбелян остается художественным руководителем – главным дирижером. А обязанности директора исполняет заместитель, которого он назначил. То есть его команда продолжает работать”, – прокомментировал сам Пашинян ситуацию с увольнением Орбеляна. 

В ожидании развязки 

Сам Орбелян в публичных выступлениях довольно спокойно относится к скандалу со своим увольнением. С иронией замечая, что он позволил всему миру узнать о существовании оперного театра в Ереване.

При этом подчёркивая, что он не из тех, кого можно увольнять без четких аргументов и точных формулировок. 

“Идите в суд и выясняйте, я все-таки Константин Орбелян, люди, мир знают меня, посему размахивать ручкой и увольнять меня без точной формулировки достаточно странно. В любом случае это все нужно было сделать красиво, очень красиво… Если что-то было нелегитимно, то почему меня не уволили сразу, с чего вдруг ждали десять месяцев? Я назначен постановлением правительства, на работу меня принимал бывший министр культуры Армен Амирян. Нелегитимность следует искать в отношениях министерства культуры и правительства, а не в отношениях Минкультуры со мной”, – заявил Орбелян в интервью Sputnik Армения.

Что касается обвинения в совмещении должностей, то Орбелян отметил важность того, чтобы директор и худрук театра работали сообща. И заметил, что благодаря совмещению он смог существенно улучшить работу театра. 

“Когда я стал директором, вдруг у нас начались гастроли в Москву — в Большой театр, в Дубай, где мы провели две недели, представляли новые постановки “Кармен” и “Волшебной флейты”, были гастроли в Кувейт”, – сказал он.

В этой связи он отметил, что скоро посетит США для переговоров с Метрополитен-опера. “Я лечу в Нью-Йорк договариваться, чтобы наш балет отправился бы на гастроли летом 2020 года в Нью-Йорк для представления трех балетов Арама Хачатуряна “Спартак”, “Гаянэ”, “Маскарад”. Это будет впервые в истории”, – подчеркнул маэстро. 

Что касается незнания армянского, то Орбелян отметил, что незнание на достаточно высоком уровне армянского языка ему никогда не мешало работать, и ему в делах помогали юрист и замдиректора. “Армянским я владею куда лучше, чем показываю. Стесняюсь говорить, но достаточно владею языком”, – добавил он.

P. S. Сейчас Пашинян в довольно сложной ситуации. С одной стороны, он обязан поддержать действия своего министра. Притом формально Гарибян права (совмещение должностей директора и худрука). 

Но при этом увольнение такого всемирно известного деятеля культуры, как Орбелян, при котором театр значительно улучшил свою работу, негативно скажется на имидже новых властей, особенно в глазах деятелей искусства. Притом будет идти вразрез со словами премьера о необходимости вовлечь представителей диаспоры в управленческие вопросы, ради чего он даже собирался менять конституцию.

Не говоря уже о том, что встанет вопрос, почему в случае с Орбеляном закон был применён со всей строгостью, а, например, для некоторых представителей власти было сделано исключение: не владеет на должном уровне армянским начальник Главного управления гражданской авиации (ГУГА) Татевик Ревазян, двойное гражданство у и.о. министра культуры Назени Гарибян и т.д. 

Этих сложностей можно было бы избежать, если бы Минкульт нашёл компромисс с Орбеляном, и конфликт не стал бы публичным. Однако и.о. министра культуры Назени Гарибян решила продемонстрировать свой крутой нрав и бескомпромиссность, тем самым создав на пустом месте проблемы для своего руководителя. 

Айк Халатян

От Халатян Айк

Политический обозреватель