Лето в Грузии, как и в других странах, с политической точки зрения, считается спокойным периодом. Начавшийся сезон отпусков и туристический бум заставляют на время забыть о социально-экономических проблемах, и политики позволяют себе расслабиться. Хотя в минувшие выходные «перемирие» противоборствующих сторон, а их у нас в стране всего две – т.н. «националы» (бывшие власть имущие) и нынешние правители- «мечтатели» (партия «Грузинская мечта»), было нарушено.

Дело в том, что в воскресенье в одном из центральных избирательных округов столицы (Мтацминдский) проходил второй тур промежуточных выборов в высший законодательный орган страны. От правящей партии на освободившееся депутатское место (его занимала госпожа Саломе Зурабишвили, которая осенью прошлого года была избрана президентом) претендовал врач Владимир Кахадзе, а от оппозиции – юрист Шалва Шавгулидзе. Официально этот последний представлял избирательный блок «Европейская Грузия», но все в стране знают, что это политическое образование отпочковалось от «Национального движения» и фактически представляет собой одно из его звеньев. 

Для сведения: в нашей стране пока действует смешанная, пропорционально-мажоритарная система выборов в высший законодательный орган. Это значит, что часть депутатов попадает в Парламент по партийным спискам, а часть – по одномандатным мажоритарным округам. У «мечтателей» в Парламенте правящее большинство, и еще один депутатский мандат для них не имел столь уж принципиального значения. Их оппоненты же и в прямом, и в переносном смысле сражаются за каждый голос. Ведь все выборы после 2012 года они с завидным постоянством проигрывают.

Так было и на президентских выборах, когда их кандидат экс-министр иностранных дел при Саакашвили потерпел сокрушительное поражение, и на недавних выборах в местные органы самоуправления, в результате которых все места в сакребуло (совещательные органы) заняли кандидаты-мечтатели. Вот и выборы 9 июня для националов были своеобразным Рубиконом, перейдя который они были намерены начать борьбу для смены нынешней власти. Их кандидат так и говорил в телеобращении к избирателям – если, мол, хотите смены власти, то голосуйте за меня.

Но избиратели не захотели менять шило на мыло (т.е. мечтателей на националов) и проголосовали за кандидата от правящей партии В. Кахадзе. И не потому, что, как мне кажется, возлагают на него особые надежды в качестве трибуна или мудрого государственного деятеля (хотя врач отличный собеседник, знающий свое дело и популярный в народе человек), а потому, что не желают видеть в Парламенте еще одного политического хамелеона. Ведь адвокат представлял на выборах ту силу, которая ассоциируется с политическим насилием и волюнтаризмом. Кстати, он сам, Ш. Шавгулидзе, в качестве адвоката выступал в защиту пострадавших от прежнего режима.

Одним словом, и на сей раз «националы» обманулись в своих ожиданиях. Естественно, что вину за проигрыш они возлагают на правящую партию, которая, по их мнению, использовала грубый шантаж, насилие и подкуп. Их оппоненты, «мечтатели», наоборот, говорят о демократичности выборов, их прозрачности, намекая, что таких поистине европейских выборов их «прозападные» оппоненты никогда не проводили. На следующий после выборов день партия «Грузинская мечта» во главе со своим лидером бизнесменом Б. Иванишвили провела расширенное заседание партийного актива, на котором поблагодарила избирателей за поддержку и объявила о начале подготовки к предстоящим парламентским выборам.

А они, выборы в законодательный орган, должны пройти в 2020 году. Но если к тому времени на политическом горизонте не появится третья сила, которая сможет предложить стране альтернативу, то нас ждет эффект «дэжа вью». И боюсь, что активность избирателей будет еще ниже, чем при нынешних – из 44 тысяч граждан, имеющих право голоса, на избирательные участки пришли всего не более 18 тысяч. Процентное соотношение можете посчитать сами.

Валерий Чхартишвили

От Чхартишвили Валерий

Журналист, педагог